Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Скоро в школу

Преемственность между дошкольным и начальным звеном - залог успешной адаптации первоклассников.

"От того, как чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям".                                        В.А. Сухомлинский

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.                                                                                                                            Понятие преемственности трактуется широко - как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. - это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в Беларуси.                                                                        В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:

  • Состояние здоровья и физическое развитие детей.
  • Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.
  • Умственные и нравственные способности учащихся.
  • Сформированность их творческого воображения, как направление личностного и интеллектуального развития.
  • Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребенка к обучению в школе. Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым.

Достижение психологической готовности ребенка-дошкольника к поступлению в школу было и остается важной практической задачей детского сада. Но ведь ясно, что преемственность двух этапов учебно-воспитательного процесса-в детском саду и школе-не сводится,к психологической и интеллектуальной готовности ребенка к обучению,поэтому следует задуматься о готовности самой психолого-педагогической науки глубоко вникнуть в процессы, происходящие на стыке двух неразрывных звеньев образования. Даже беглое рассмотрение организации педагогического процесса в детском саду и начальной школе, содержания и методики обучения и воспитания позволяет увидеть существенные различия. Для детского сада характерны бытовой комфорт, совместные бытовая, игровая, познавательная деятельность, относительное отсутствие обязательного минимума усвоения информации и оценки знаний в баллах, неформальное общение со взрослым.

В начальной школе почти вся организация педагогического процесса нацелена на усвоение знаний; ролевые позиции учителя и ученика точно обозначены (первый учит, второй учится), успешность деятельности ученика оценивается в баллах, неформальное общение учителя и ученика занимает очень мало времени. С переходом из "домашней" атмосферы детского сада в более официальную обстановку школы жизнь ребенка начинает подчиняться системе строгих правил. Место воспитателя детского сада в его жизни занимает учитель, для которого главным мерилом сформированности личности ребенка становятся послушание и успехи в учебе. Резко возрастают требования не только к интеллектуальной и познавательной сферам ребенка, но и к его волевой сфере, способности к саморегуляции поведения и т.д. Успешность прохождения детьми этого столь сложного для них периода большинство исследователей видят в развитии именно их волевой и познавательной активности.

Представляется целесообразным рассмотреть проблему перехода ребенка из детского сада в школу не с точки зрения его подготовленности к этому шагу, а с точки зрения изменения социальной позиции ребенка в результате его вхождения в новую социальную среду на школьном этапе обучения.

Дошкольный и младший школьный возраст, как никакой другой, характеризуется сильнейшей зависимостью от влияния взрослого. В соответствии с этим, развитие личности ребенка на каждом новом для него этапе включает три фазы:

  • адаптацию, т.е. усвоение норм и способов одобряемого родителями и воспитателями поведения в условиях взаимодействия с ними и детей друг с другом;
  • индивидуализацию, т.е. стремление ребенка выделиться среди других детей либо позитивно в различных видах самодеятельности, либо в шалостях и капризах, в том и другом случае ориентированных не столько на оценку других детей, сколько на учитилей и воспитателей;
  • интеграцию, т.е. согласование неосозноваемого стремления дошкольника обозначить своими действиями собственную личность с готовностью взрослых принять в нем только то, что соответствует общественно обусловленной и важнейшей для них задаче обеспечения перехода ребенка на новый этап общественного воспитания - в школу.

Воспитатели детского сада и учителя начальной школы воспринимаются ребенком дошкольного и младшего школьного возраста как взрослые, от которых в значительной степени зависит его вхождение в новую для него социальную общность, и поэтому те и другие одинаково высокореферентны для него.                                                                                    По определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.

Уважаемые родители!

Еще совсем недавно ваш малыш учился ходить, забавно лепетал на загадочном языке и играл в песочнице - а совсем скоро он станет первоклашкой. Будет старательно выводить крючки и петельки в прописи, складывать буквы в слова, считать яблоки и груши... Это же так здорово - учиться в школе!

Как лучше подготовить ребенка к школе, как снизить эмоциональную тревожность, как помочь ребенку адаптироваться в школе, сделать так, чтобы он с удовольствием и интересом получал новые знания и хорошие отметки, вы узнаете из материалов данного раздела.

Знания и умения, с которыми ребенок должен прийти в первый класс

Достижения в общем развитии

  1. Назвать свое имя, отчество и фамилию.
  2. Знать имена близких родственников и, конечно же, родителей.
  3. Уметь рассказать о том, кем они работают.
  4. Знать название улицы, на которой живет, называть номер дома и квартиры (возможно номер телефона).
  5. Знать в какой стране живет и в каком городе.
  6. Различать времена года, помнить количество месяцев в году и их названия.
  7. Помнить, сколько дней в неделе и называть каждый из них.
  8. Различать явления, происходящие в природе.

Кроме того, ребенок дошкольного возраста должен уметь рассказывать любимые стихи, сказки или интересные истории, придумывать небольшие рассказы по картинкам. Уметь отличать фрукты от овощей или ягод, деревья от кустарников, домашних животных от диких зверей. Будущий ученик должен узнавать и знать названия растений, птиц или животных, которые распространены в той местности, где он живет.

Уровень развития математических знаний

  1. Знать все цифры (от 0 до 9)
  2. Считать до 20, при этом не обязательно от единицы. Если ему назвать цифру 3, он должен продолжить числовой ряд.
  3. Называть в пределах 20 соседние с выбранной цифрой числа, считать в прямом и обратном направлении.
  4. Сравнивать числа в пределах десяти (больше, меньше)
  5. Знать названия таких геометрических фигур, как круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, шар, куб, цилиндр, ромб, трапеция, конус.
  6. Уметь оперировать такими понятиями, как больше, меньше или равно.
  7. Решать простейшие математические задачи на сложение и вычитание.
  8. Уметь выделять в отдельные группы предметы со схожими признаками (по цвету и форме).
  9. Уметь ориентироваться на листе бумаги (центр, середина, углы)
  10. Знать поры года, дни недели, их последовательность, месяцы года, понятия «вчера», «сегодня», «завтра».

 Навыки чтения и письма

Ребенок дошкольного возраста, которого можно назвать подготовленным к обучению в первом классе, уже обладает некоторыми представлениями в области русского языка:

  • Различает согласные и гласные буквы, твердые и мягкие согласные звуки;
  • Понимает, чем отличается буква от звука;
  • Умеет подобрать несколько слов на любой из названных звуков;
  • Определяет, где находится тот или иной звук – стоит в начале, в середине или же в конце слова;
  • Умеет разделять слово на отдельные слоги;
  • Умеет придумать предложения из двух-трех слов.

Мелкая моторика

Если развитие мелкой моторики у будущего первоклашки соответствует его возрасту, то он хорошо владеет руками и к началу обучения в школе уже может:

1) удерживать правильно в руке карандаш, ручку или кисть для рисования;

2) обводить картинки по контуру, не отрывая карандаш  или ручку от бумаги;

3) рисовать прямые и волнистые линии, простые фигурки, может дорисовать по образцу половину рисунка.

Дети дошкольного возраста аккуратно используют карандаши и краски при оформлении раскрасок. Они уже не вылезают за контуры рисунка.

Тренируемся учиться!

Чтобы получать новые знания и умения, слушать и запоминать, анализировать и сравнивать, нужно немало сил. Даже просто усидеть на месте и не вертеться детям поначалу бывает трудно. Поэтому физическое развитие ребенка имеет особое значение в подготовке к школе.

  • Будущему школьнику просто необходима ежедневная физическая нагрузка. Заставить ребенка быть усидчивым и внимательным практически невозможно - ведь у него столько энергии! Но вот если дома есть возможность активно двигаться, то в школе будет легко усидеть на месте и сконцентрировать внимание на нужных вещах.
  • Поначалу первоклашке понадобится сильно напрягать руку, ведь буквы не сразу будут получаться красивыми и правильными. Поэтому для дошкольника очень важны упражнения, помогающие развитию мелких мышц руки. Это может быть рисование, аппликация, штриховка в различных направлениях. Почаще предлагайте мальчикам мастерить что-нибудь с помощью нехитрых инструментов, а девочкам - вышивать или плести макраме. Тогда овладение навыком письма не вызовет затруднений.
  • Учиться в школе - значит каждый день просыпаться в одно и то же время. Лучше, если ребенок уже до школы привыкнет вовремя ложиться спать и вовремя вставать. Продолжительность его сна должна составлять 10-11 часов. Важно создать и оптимальные условия для сна: температура в спальне должна быть около 180 С, матрас для ребенка лучше выбрать не слишком мягкий, но и не жесткий.

Фактически, вся жизнь ребенка с рождения - это подготовка к его первому и самому главному шагу во взрослую жизнь. Поэтому дома так важно создать ребенку все условия, помогающие успешно развиваться - интеллектуально и физически, социально и эмоционально. Только тогда учеба в школе станет приятной и интересной, а хорошие отметки будут радовать школьников и их родителей.

Я знаю!

Каждый ребенок, впервые пришедший в школу - это не чистый лист. Вместе с портфелем и букварем первоклассник приносит в школу определенный багаж знаний и умений, который ему помогли собрать родители. От того, насколько будет велик этот запас, зависит готовность ребенка к школьному обучению.

  • Многие родители стремятся научить будущего ученика главным образом чтению, письму и счету. Но ведь готовность к школе - это вовсе не набор учебных умений, а сложный комплекс разнообразных качеств: внимание, память, мышление, воображение и др. Развиваются эти качества в движении, другого пути просто нет. А значит, чем больше ребенок играет, бегает, прыгает и кувыркается, тем легче ему будет учиться в школе. Не всегда это можно делать на улице, поэтому задача родителей - создать условия для подвижных игр дома.
  • Важная составляющая умственного развития - это аналитическое мышление. Развивать его хорошо помогают ситуативные игры. "Дочки-матери", "гости", "школа" учат детей понимать основные признаки и связи между предметами и явлениями, находить новые стороны у привычных вещей.
  • В школе ребенку потребуется удерживать в памяти большой объем информации, а затем воспроизводить ее. Основа успешной учебы - развитие логического запоминания. В этом тоже помогут игры. Например, попросите ребенка назвать как можно больше предметов в комнате. Но только чтобы не повторяться! Или предложите ему найти десять отличий между столом на кухне и в детской. Если тренировать память каждый день понемножку, успехи в школе не заставят себя ждать!
  • Очень важный фактор развития ребенка - чтение книг. Когда мама или папа читают малышу сказку, у него повышается активность познания, острота восприятия. В идеале следует посвящать этому занятию не менее получаса каждый день. Лучше всего, если в это время ребенок будет находиться в расслабленном и удобном положении, например, лежать в кроватке или гамаке.

Не просто ребенок - ученик!

Практически все дети идут в школу с радостью. Важно, чтобы и сама учеба стала приятным занятием, чтобы не возникло разочарования. И непременным условием этого является социальная готовность ребенка к обучению в школе. Не так уж это и просто - из сына или дочки вдруг превратиться в ученика!

  • Чтобы успешно адаптироваться в школьном коллективе, ребенку с самого раннего возраста нужно быть среди детей, видеть, как ведут себя другие, сравнивать себя с ними. Поэтому чаще бывайте с детьми в общественных местах, ходите в гости. Пусть друзья малыша собираются у него не только раз в год на его Дне рождения, а чаще приходят в ваш дом. Поэтому хорошо, если в квартире есть условия для веселых ребячьих игр.
  • Принятие новой социальной позиции - это и принятие новых обязанностей. Важно, чтобы еще до поступления в школу ребенок нес за что-то ответственность. Дома он может заботиться о кормлении рыбок в аквариуме, поливать цветы, помогать мыть посуду или убирать игрушки. Практика показывает, что если ребенок имел какие-то обязанности дома, он без особого труда сможет переключаться с интересной игры на менее увлекательные уроки, не будет отвлекаться в классе, не забудет, придя из школы, выполнить домашнюю работу. Он в достаточной мере сможет управлять своим поведением, чтобы выполнять те требования, которые поставит перед ним школа.
  • Очень полезны игры по правилам. Лучше, если в них будет несколько участников, которые должны действовать согласованно. Тогда ребенок быстро научится действовать в соответствии с элементарными требованиями, которые предполагают коллективные действия.
  • Позвольте ребенку немножко побыть на вашем месте, "делегируйте полномочия". Например, назначьте его "начальником на кухне", "ответственным за зубную пасту". Уходя в магазин, оставьте его за главного, пусть почувствует свою значимость, полезность для семьи. Это будет отличной мотивацией к выполнению школьных заданий и правил поведения.

Школа - это здорово!

Очень важно, чтобы в новой ситуации - за партой в классе - ребенок чувствовал себя комфортно, уверенно и мог в полной мере проявить свои способности. Часто родители, уделяя большое внимание умственному развитию ребенка, забывают о психологической готовности ребенка к школе.

  • Лучше, если уже до школы у ребенка будет сформирована положительная мотивация к учебе. Старайтесь давать ему несложные задания, обязательно такие, выполнять которые было бы интересно. Ведь интерес должен стать основным мотивом к получению новых знаний, умений и навыков в школе. Поиграйте - например, попросите малыша провести маленькую экскурсию по квартире, назвать комнаты и объяснить их назначение. Он сделает это с огромным удовольствием, и задание не будет казаться сложным. Не забывайте похвалить ребенка, создавая тем самым ситуацию успеха.
  • Чтобы начать успешно учиться, необходимо обладать определенной стрессоустойчивостью. В школе ребенку придется столкнуться с самыми разными ситуациями, и он должен быть готов к трудностям. Помогут в этом ролевые игры - очень полезно в спокойной домашней обстановке моделировать разнообразные ситуации, а потом анализировать с ребенком поведение его и других участников игры. Можно также обсуждать поведение героев мультфильмов, сказок.
  • Замечено, что у детей, которые мало играют, высокая потребность в игре сохраняется и в школе, мешая развитию новых потребностей - в овладении знаниями, в приобщении к миру взрослых. И наоборот, если дошкольнику предоставляется достаточно времени для игры, она постепенно уступает место другим видам деятельности. Так что чем больше дома у ребенка простора для игр, тем с большей готовностью он будет взрослеть.

Разделы сайта